Ваша Корзина пока пустая

Три источника и три составных части. Статья сайта Stereo.ru

Новость от 18.06.2018

 

Три источника и три составных части.

ТEКСТ:  12 июня 2018, 09:50 Комментарии (169)

Три источника и три составных части

 

 
 
Есть в нашей крови память о технике, на которой мы слушали Битлов и Роллингов, перезаписывали друг у друга редкие пластинки. Много воды утекло с тех пор. И, как сказано, нельзя дважды войти в одну и ту же воду.. . или все-таки можно? Катушечные магнитофоны возвращаются? После ряда громких анонсов немецкая Ballfinger выпустила и показала на High End Munich 2018 катушечный магнитофон M 063. Компания разрабатывала новинку четыре года, и результат — настоящий новый магнитофон 21-го века! Неоднократные же заявления знаменитой Revox о разработке абсолютно нового катушечника пока ни к чему не привели.
 
 





 



Я давно задумывал этот материал, но сам факт того, что немецкая компания Ballfinger выпустила и показала на High End Munich 2018 катушечный магнитофон M 063 и несколько его модификаций, помог расставить некоторые акценты в теме.

Пробный запуск M 063 год назад.
 

Стенд Ballfinger на High End Munich 2018

Советские ленты Тасма и Свема, вечно осыпающиеся, погоня за редкой «гэдээрошной» лентой ORWO, преклоненные колени перед отечественным «Олимпом» с ватой и склянкой со спиртом... Кто вспомнит теперь? Только появление в моей системе привезенного из Парижа в начале 90-х CD плеера Denon DCD-595, собранного в стране Ниппон красавца с 20 Bit Lambda Super Linear Converter и двойным ЦАПом на PCM61, позволило с легким сердцем просто подарить другу «Олимп» и полцентнера катушек с переписанным винилом. Винил, впрочем, остался со мной навсегда.


Часть первая: Для чего козе баян — она и так веселая?

Споры о превосходстве аналога над цифрой — вечная тема холиваров между аудиофилами, но я не лью воду на чью-либо мельницу. Ибо как писали раньше многие музыканты на ленту, так и пишут, просто их количество подросло за последнее десятилетие. Магнитная лента до сих пор используется в индустрии звукозаписи. Она широко применяется для создания мастер-копий.

В студии звукозаписи после фактического окончания процесса записи звука на многодорожечном (до 24-х каналов) магнитофоне следует процесс создания студийного микса, когда записанные на многодорожечный магнитофон материалы объединяются в один или несколько каналов, например, в 2-х канальное стерео. В результате этой работы получают оригинальный студийный микс — конечную оригинальную фонограмму, завершающую работу музыкантов и звукорежиссеров. 

Но производить тиражирование с оригинальных студийных миксов на массовые носители бытовых фонограмм нельзя, так как и винил, и массовая аппаратура не смогут по техническим возможностям адекватно воспроизвести во всем диапазоне (частотном, динамическом) оригинальный студийный микс.

Для тиражирования оригинальный студийный микс дополнительно обрабатывают, и этот процесс называется мастерингом. Это таинство происходит в специализированных мастеринговых студиях, которые сильно отличаются от студий звукозаписи, прежде всего по оборудованию. Такие корифеи, как Bernie Grundman Mastering или Fone Records, не прерывали процесс работы исключительно в аналоге, не теряя навыков, но совершенствуя процесс постоянно.

Результатом мастеринга является оригинальная мастер-лента, копии с которой рассылаются на заводы-изготовители массового тиража музыкального контента. На заводах мастер-ленты могут подвергаться дополнительной коррекции. Таким образом, по миру распространилось огромное количество копий мастер-лент. Часть из них время от времени появляется в сети на аукционах и оседает у коллекционеров.
 

Pink Floyd Animals dubbing copy — на аукционе Ebay

Стандартная практика предполагает изготовление в студиях копий оригинального студийного микса и оригинальной мастер-ленты, известных как экземпляры безопасности (Set A — safety copy), в случае, если произойдет утеря, повреждение или их кража. А что винил? Для него при сведении оригинального микса, как правило, на той же технике, записывали Set B — dubbing copy с тестовыми сигналами для настройки станка при изготовлении лакового диска в начале ленты.

Ну и что, скажут некоторые из вас, и цифра достойно доносит содержание записанного музыкантами материала? Я и не спорю, но! Достаточно один раз послушать и сравнить звук винила, цифрового трансфера в DSD и копии мастер-ленты на скорости 38 см/сек., выполненных с одного аналогового источника «одними руками», и вы задумаетесь. По крайней мере, это увлекательное аудиофильско-меломанское приключение, и вот я снова вошел в эту воду, и она оказалась совсем другой.

Но вернемся на десяток лет назад. Почти одновременно у невероятного американского инженерного трио Дэна Шмалле (Dan «Doc» Schmalle), Майкла Романовски (Michael «Romo» Romanowski) и Пола Стаблайна (Paul «High and Outside» Stubbleine) возникла идея проекта «The Tape Project». Не без стороннего влияния.

Нужно сказать, что катушечные машины и сопутствующее железо не ускользнули в последние 30 лет от внимания ведущих аудио журналов. Небезызвестный Stereophile, с Дж. Гордоном Холтом (J. Gordon Holt) у руля и The Absolute Sound с Гарри Пирсоном (и умело помогавшим Патриком Х. Донлейкоттом в обзорах ) публиковали регулярные обзоры магнитофонов с бытовыми лентами и предварительно записанного с мастер-лент и коммерчески выпущенного музыкального контента. Кроме того, JGH писал регулярные материалы, в которых рассказывалось о том, что происходит с домашними записями — о том, что что-то утеряно сегодня. И еще о том, что в те дни лучшие reel-to-reel decks и 7½-ips (19-я скорость), коммерческие 2-дорожечные ленты превосходили большинство пластинок и аналоговых вертушек.

Как вспоминал Гарри Пирсон (Harry Pearson) в недавнем материале на Stereophile: «Одним словом, мы перестали рассматривать reel-to-reel decks, когда катушки с лентами были сняты с производства, но они были c первых дней появления стереопластинок бесконечно выше винила». Все это в совокупности с собственными рассуждениями и подвигло троих единомышленников вывести на рынок новый формат. До появления «The Tape Project» копии мастер-лент на 38-скорости на двух дорожках официально никто не продавал.

Если только не брать в учет странный эксперимент The Three Blind Mice, выпустивших в 1977-78 гг. на официальной копии мастер-лент несколько фрагментов альбомов Yamamoto и Suzuki. По 100 экземпляров всего.

 

 

Пол и Майкл вышли из профессиональной аудиосреды, Дэн занялся реконструкцией профессиональных катушечников, Майкл увлекся подготовкой первого релиза на ленте Jacqui Naylor и разработкой фирменного стиля «The Tape Project» . Пол также носил с собой «несколько шляп», самой значительной и важной из которых были контакты с лэйблом A & R и приобретение лицензий на копирование лент. Как рассказывал Пол: «Я, Дэн и Майкл просто шли в очередную студию, садились с хозяевами и обсуждали, какие альбомы они любят». Затем Пол сам заходил и на другие лейблы, чтобы оценить их интерес к новому бизнесу. «В некоторых случаях лейбл интересуется новым форматом, например, только желая зарабатывать больше денег. В других случаях лейбл звукозаписи просто хочет удостовериться, что выпуск The Tape Project не перекрывается с их собственными планами выпуска переизданий на традиционных носителях», — рассказывал Пол.

Первые релизы на лентах:

Max Bruch: Scottish Fantasy, Op. 46, Jascha Horenstein (conductor), David Oistrakh (violin), The London Symphony Orchestra (Reel A)/Paul Hindemith: Violin Concerto (1939), Paul Hindemith (conductor), David Oistrakh (violin), The London Symphony Orchestra (Reel B); Producer: Erik Smith; Recording engineer: Kenneth Wilkinson; Recorded at Kingsway Hall, London, October 1962; Original release: Decca SXL 6035. The Tape Project TP-006.

Bill Evans Trio: Waltz for Debby, Producer: Orrin Keepnews; Recording engineer: Dave Jones; Recorded live at The Village Vanguard, New York City, June 25, 1961; originally released as Riverside RLP 9399. TP-008.

 

 

 

После долгих споров друзья решили, что ленты в красивых коробках должны стоить денег — если коллекционеры готовы выложить 300-500 и более долларов за первый пресс винила, его материнская версия должна стоить дороже. Жизнь внесла коррективы.

Там же, в Америке, сходные идеи практически одновременно возникли у Джонатана Хорвица (Jonathan Horwich) — звукорежиссера и ученика Руди Ван Гельдера. В результате появился «ленточный» проект International Phonograph. Джонатан писал джаз с конца 60-х и был яростным сторонником аналога. В разгар цифровой эпохи он убеждал молодых и одаренных музыкантов писать материал на аналог, причем довольно успешно. При условии наличия у Джонатана Хорвица личных авторских прав на копирование записей, его аналоговый проект обошелся конкурентно дешевле, чем The Tape Project.

 

Clifford Jordan by "International Phonograph" 1987

 

 

Старые и новые записи Джонатана во многом положили основу для другого удачного аналогово-цифрового проекта — High Definition Tape Transfer.

Один из сильнейших мэтров аналогового звука Analogue Productions не остался в стороне и быстро выпустил серию роскошных изданий на лентах, с выдающимися шедеврами классики, джаза и рока Analogue Productions Ultra Tape reel-to-reel.

 

 

 

Европейцы подхватили новое знамя в лице голландской STS Digital, записывая современных исполнителей, а также доставая из архива Philips и делая доступными записи мастеров джаза и классики. Правда, в кулуарах поговаривают, что при копировании подлинных мастер-лент Фриц де Вис (Fritz de With) — основатель и звукорежиссер STS — использует свой MW Coding Process, и якобы цифра участвует в процессе подготовки production copy ленты. Пусть так, но звучит их материал просто великолепно.

 

 

С ними здесь, в Москве, активно сотрудничает Николай Казанцев и его «Завалинка Рекордс», так же, как и с изначально американо-итальянским проектом Fone Records.

 

Существенный вклад в современные аналоговые записи внес и Groove Note Records — практически все записи Jacintha, Vanessa Fernandez, Bennie Wallace, Anthony Wilson Trio вышли на лентах в их серии Master Quality Reel To Reel Tape. Все это доступно на Elusive Disc. Entertape GmbH (Horch House) из Братиславы тоже предлагает интересный ассортимент — Entertape.


Часть вторая: Про «Железо»

В этой части мы сознательно обходим бытовые 4-х дорожечные катушечники с 19-й скоростью и посмотрим более внимательно на профессиональные и полупрофессиональные Reel-to-reel аппараты, тем более, что речь у нас идет о мастер-звуке .

Но нельзя обойти стороной коммерческие стерео ленты 70-80-х годов. Официальных изданий на 19-й скорости Reel-To-Reel, 7 ½ ips, ¼", 2-Track Stereo в свое время было выпущено немало, особенно отличилась Columbia Records, и найти их на различных ресурсах в инете (даже запечатанных) вполне реально.

Miles Davis Kind of Blue Columbia ‎– GCB 60 7 ½ ips, ¼", 2-Track Stereo

 

Но личные сравнения, мои и не только, подобных лент с коробочными версиями мастер-копий на 38 скорости, равно как сравнение бытового японца или европейца в хорошем состоянии, с потенциалом воспроизведения даже полупрофессионального Studer Revox, далеко не в пользу первых. То есть лента для бытового потребления играет на уровне среднего винилового тракта с аналогичной пластинкой, а вот мастер-копия конкурирует с топовым виниловым хай-эндом и, похоже, серьезно обыгрывает его по очкам.

Наши герои из The Tape Project начали работать над тщательной реконструкцией ранее выпускавшихся катушечных аппаратов. До сего дня только Otari MX-5050 Mk.III выпускается малыми сериями по цене 6,5-7 тысяч долларов. Наиболее подходящим для серийной реконструкции The Tape Project сочли вполне доступного японца —Technics RS-1500US (скорости 7.5 - 15-ips, 2-track, ¼-inch playback). Такой прибор стоил в начале выпуска и до 1986 года около 1600 долларов. Bottlehead Electronics принимала участие в подготовке комплектующих и аналогичных по спецификациям запасных деталей.

 

Technics RS-1500US после реставрации на The Tape Project

 

Серьезный ответ немедленно прозвучал у Analogue Productions, которые выпустили свою R2R Mara Machines. Аппараты построены по модульному принципу, и самый простой MARA Machine Transport (Playback Only) MCI JH110 HiFi 1/4" 2 Track — просто система воспроизведения со скоростью 7.5, 15, and 30 IPS (NAB and IEC) за 10 000 долларов, а полные версии уже стоят 14 000. Блоки головок — вновь разработанные Flux heads. Но в основе этого новшества все равно уже ранее выпускавшиеся профессиональные катушечники Mara MCI.

 

 

Конкуренты из United Home Audio решили подчистить закрома японцев, занявшись массовой реконструкцией Tascam BR 20 в виде линейки аппаратов UHA Tape Deck. В начале вы получаете просто Tascam BR-20, реставрированный за 1000 долларов всего, а затем за 2 800 новый блок головок, еще за 4 800 — аутентичную Ultima recording system, и так далее.

 

Вот как выглядит полный продукт от United Home Audio.

 

На все это Stereophile дружелюбно замечает: «Не ошибитесь: ленточные машины со скоростью 15-ips / 2-track не имеют никакого звукового или какого-либо другого сходства со всеми этими 3 ips или 7½ ips, 2-х или 4-дорожечными лентами и магнитофонами, с которыми игрался ваш отец. Единственный формат, который я слышал, звучит лучше — оригинальные мастер-ленты!» В то время как The Tape Project пережил некоторые детские травмы и болезни в первые годы с доставкой своих лент из Series 1, оба принципала, Дэн и Пол, обещают своим поклонникам и подписчикам, которые зависли на лентах, что «у них есть амбициозный, долгосрочный пятилетний план по выпуску большого 15- ips ленточного каталога».

 

Вот теперь и Ballfinger вмешались в процесс, и осенью будет очень интересно послушать их изделие в Москве.

METAXAS AUDIO SYSTEMS тоже представили в Мюнхене свой футуристический клон великого Stellavox, но в виде очередного макета (он не играл).

Однако ничего вышеперечисленного из новшеств на расстоянии вытянутой руки у московского круга «лентоманов» нет и в помине. А что в наличии, на чем слушаем?

Revox B-77 Mark II HS

Мне кажется, что наш ленточный мэйнстрим — это швейцарская гвардия. Revox G36, разработанный великим Вилли Штудером, проложил прямой путь к качественному воспроизведению и записи мастер-контента. Серия «А» Revox от модели А76 к А78 (Mark I – Mark IV) c наиболее популярным Revox A77 (MK I to MK IV). Revox B77 HS, выпускавшийся до 1998 года, B99 PRO и последние работы Вилли Штудера — Revox C270. Последняя модель выпущена в 1988 году, в разгар цифрового бума, и это последний магнитофон, в разработке которого лично участвовал Вилли Штудер.

 

В штудеровской табели о рангах Revox C270 занимает промежуточное положение между наиболее совершенным из полупрофессиональных магнитофонов Revox PR99 и младшим из Штудеров, A807. C270, как и A807, предназначался для радиостанций и малых студий, поэтому в наличии практически весь набор профессиональных функций, включая интерфейс автолокатора и синхронный канал.

Ну, это если вам нужно совмещать приятное и профессиональное.

Часть магнитофонов выпускалась с головками, аналогичными применяемым в Revox PR99, часть — с так называемыми «бабочками», головками с характерной формой магнитопровода, применявшимися в основном в студийных Штудерах.

 

По сравнению с другими магнитофонами Вилли Штудера, C270 был выпущен сравнительно небольшим тиражом, поэтому встречается нечасто. Но из-за быстрого вытеснения аналоговой техники цифровыми рекордерами в начале 90-х большинство C270 мало использовались и прекрасно сохранились.

С моим подходом не все согласятся, но находящиеся в рабочем состоянии Technics RS 1500–1700 или тот же Tascam BR-20 весьма неплохи, если их характер звуковой подачи вам по вкусу. Просто вышеперечисленные Revox — младшие братья студийных Studer, и во многом технические решения и базовые элементы конструкции схожи, как, впрочем, и характер звучания.

Ну а если жизненное пространство позволяет, вам сюда:

Studer A-80

 


Часть третья: Tie a Yellow Ribbon

Ну хорошо, а на что музыку записать? Ленты-то где? Старье скупать по Интернету?

А почему бы и нет? Есть у меня пара Basf LGR 50 — толстая профессиональная пленка в 50 микрон, не пользованная с 1989 года, и ничего с ней не случилось при правильном хранении — писать на нее одно удовольствие.

Но жизнь идет вперед. Студии работают, катушечники крутят ленты, и ATR Magnetics из Пенсильвании выпускает новые серии для мастеринга и не только — ATR Tapes.

На ATR Magnetics считают, что ничто не звучит так, как лента. Их аргументы несколько поэтичны, но весьма убедительны:

ПОЧЕМУ МУЗЫКА ЗАПИСАНА НА АНАЛОГОВОМ ЗВУКЕ?
Чтобы понять, почему профессиональный магнитофон обеспечивает наиболее реалистичное воспроизведение, нужно учитывать нескольких важных факторов. Ключ проблемы заключается в присущей технологии самой ленты. Аудио магнитная лента, используемая в течение 1950-60-хх годов, обеспечивала примерно 65 000 000 магнитных частиц в секунду для записи формата четверть дюйма со скоростью ленты 15 дюймов в секунду (ips). Каждая магнитная оксидная частица, или группы частиц, принимает либо северную, либо южную ориентацию после выхода из записывающей головки. Начиная звучать как битовый поток? И да и нет. Однако есть одна огромная разница между аналоговыми магнитофонами и даже лучшими цифровыми записями.

РАЗРЕШАЮЩАЯ СПОСОБНОСТЬ
Сегодня самое высокое цифровое разрешение — 4 608 000 бит в секунду. Неплохо. Большое улучшение по сравнению с стандартным компакт-диском Red Book, но оно даже не близко к разрешению субмикронных частиц ATR Master Tape.

Четвертьдюймовая двухканальная основная лента ATR, работающая со скоростью 15 дюймов в секунду (ips), включает примерно 80 000 000 ориентированных и случайно штабелированных частиц в секунду записи и воспроизведения. Это не просто количество частиц, но и случайное изменение ориентации намагниченных частиц превращает это супер двоичное разрешение в чистое аналоговое воспроизведение. Вот почему даже запись небольшой ширины дорожки по-прежнему звучит так подробно, несмотря на более низкую площадь поверхности.

Музыка — неотъемлемая часть человеческой души. Она играет с нашими эмоциями, она говорит с нами. Это успокаивает нас, это заставляет нас подняться на величайшие достижения и вернуть наши самые теплые воспоминания. Почему бы не записать ее на лучший носитель для достижения наилучшего качества звука?

(перевод мой)

 

В Европе тоже не отстают. Recording The Masters — RTM. RTM является ведущим производителем профессиональных и полупрофессиональных аналоговых лент, обеспечивая превосходное качество записи и воспроизведения звука. Ленты производятся во Франции и используются во всем мире в крупных студиях звукозаписи для рынков архивов и профессиональных инструментов. Наверное, это самый большой выбор параметров ленты для различного использования. Производство ведется по спецификациям BASF и AGFA. В Москве и России продукцию RTM распространяет компания MMS.

 

Вместо заключения: Что делать?

 

Не ради статистики, но пару лет назад в кругу моего аудиофильского общения полупрофессиональный катушечник был в системе только у одного азартного фаната лент и поклонника Вилли Штудера. Теперь, как ни странно, у каждого второго. Да и появление в двух серьезных сетапах на последнем российском High End Show младших Studer случайностью не выглядит.

 

 

Я не ставил себе задачу подробного обзора и тем более какого-либо теста катушечных магнитофонов. Тема практически неисчерпаема. Я, скорее, подвел собственный промежуточный итог и поделился им. Тем не менее, если для вас доступна цена за, скажем, такой источник, как OPPO, то и полупрофессиональный катушечник вам по плечу. Тот же Revox b77 HS доступен к приобретению в сети (и не только за 70-90 тысяч рублей или в их эквиваленте) и часто после приличной профилактики. Technics или Tascam дороже. Младшие Studer можно найти от 200 тысяч рублей, если повезет. Найти специалистов по их апргейду несложно, ну в крупных городах, где есть серьезные студии звукозаписи, точно можно. Комплектующих, в том числе оригинальных, много, технический сервис Studer Revox существует до сих пор. Да и на Facebook полтора десятка активно действующих групп энтузиастов reel-to-reel. Так что дверь не распахнута, но приоткрыта, и войти можно.

И цифра, и винил, и ленты достойно могут сосуществовать в хорошей системе.

Некоторый неполный список поставщиков официальных копий мастер-лент, дополнительно к упомянутым выше:

Open Reel Records Italy

Analogy Records

Opus records

Yarlung Records

 

 

Вернуться на предыдущую страницу

Похожие новости

Пленка опутала меломанов. Аудиокассеты продолжают триумфальное возвращение на рынок Поздравляем всех защитников Отечества с наступающим праздником! Дорогие женщины, поздравляем вас с Международным женским днем! Компания MMS поздравляет с Наступающим Новым Годом и Рождеством! Поздравляем вас с наступающими весенними праздниками! Аналоговый звук в эпоху цифры Компания ММС поздравляет с праздником 8 Марта - Международным женским днём! Поступили в продажу калибровочные магнитные ленты. Эксклюзивные издания на CD, Компакт кассетах, Виниловых пластинках или Mастер-лентах от студии MMS Records. ПОЗДРАВЛЯЕМ ВАС С ДНЕМ РОССИИ! Компания ММС поздравляет с Днём защитника Отечества! Поступили в продажу! Компакт кассеты для профессиональных и бытовых магнитофонов FOX C60 от RECORDING THE MASTERS Компания ММС - официальный дистрибьютор магнитофонных лент для студийной звукозаписи, выпускаемых под торговой маркой Recording The Masters. Аналог возвращается. Sony спустя почти 30 лет возобновляет производство виниловых пластинок. Немного истории. Русский папа магнитофонов. Recording The Masters выпускают компактную музыкальную кассету С-60. Компания ММС поздравляет вас с наступающим Новым годом и Рождеством!